Давайте разберемся

У нас все хорошо! Часть 4

куча денег

Сегодня мы хотим разобраться с одной очень интересной статьей расходов нашего СНТ. Это – вывоз мусора, стоимость которого постоянно увеличивается. Мы понимаем, что цены на все услуги растут. Но отметим, что в последние 2-3 года садоводов летом в «Дружбу» стало приезжать значительно меньше, чем в предыдущие годы. (Те, кто покупал по субботам молоко у фермера из Бежецка, могут вспомнить, какие очереди выстраивались к нему несколько лет назад. В этом, как и в прошлом году, таких очередей не было и в помине). Поэтому ясно, что при уменьшении количества проживающих летом на участках садоводов, объемы мусора увеличиваться не могут. Не претендуя на абсолютную точность, просто прикинем, сколько же примерно контейнеров мусора вывозится у нас в течение года.

В пиковые месяцы (июнь, июль, август) мусор вывозится ежедневно. Будем считать, что это – 92 контейнера, неважно, по одному ли контейнеру в день вывозится, или по два через день.

Будем считать, что в мае и сентябре мусор вывозится раз в 2 дня (15+15=30 контейнеров). В апреле  и октябре – раз в 10 дней (3+3=6 контейнеров). С ноября по март мусора вывозится мало, предположим, что по 2 контейнера в месяц – 5*2=10 контейнеров. Прибавим еще 2 контейнера за время новогодних праздников.

Подведем итог: 92+30+6+10+2=140 контейнеров.

Еще раз подчеркнем, что это приблизительное значение. Но думается, что порядок цифр близок к реальному (и даже к максимально возможному).

Посмотрим, сколько стоит вывоз одного контейнера. На сайте Талдомской администрации мы нашли перечень предприятий Талдомского муниципального района, оказывающих услуги по вывозу ТБО (твердых бытовых отходов). Мы видим, что средняя цена за вывоз одного кубометра ТБО (бытового мусора) – 450 рублей. Это цены 2017 года, в предыдущие годы цены, естественно, были ниже. Но, чтобы посчитать примерную стоимость вывоза нашего мусора в 2016 году по рыночным ценам, воспользуемся этой цифрой.

Наши контейнеры, установленные на пятачке, имеют стандартный объем в 8 кубометров. Следовательно, стоимость вывоза одного контейнера – 8 м3 * 450 руб. = 3600 рублей.

Общая стоимость вывоза мусора за год будет составлять: 140 контейнеров * 3600 руб.  = 504000 руб.

А теперь посмотрим, что указано про вывоз мусора в исполнительной смете за 2016 год

829500 рублей!!! В 1,65 раза больше, чем в нашем расчете. 

В 2015 году эта цифра была чуть ниже – 770200 руб., но она тоже труднообъяснима.

Что любопытно, летом 2015 года на стенде было вывешено что-то типа отчета за полугодие, в котором есть данные о расходах на вывоз мусора за апрель-июнь: 

IMG_4209

Получается, что в январе-марте мусор вообще не вывозился. За три месяца расход составил 176700 руб., что удивительным образом соответствует нашему расчету:

3 контейнера (апрель) + 15 контейнеров (май) + 30 контейнеров (июнь) = 48 контейнеров.

При стоимости кубометра мусора в 450 руб. и стоимости вывоза контейнера в 3600 руб., получаем: 48*3600=172800 руб., что очень близко к указанному правлением расходу.

Но за второе полугодие расход по этой статье составил уже 593500 руб. (770200-176700), что понять очень трудно.

Вероятно, мы ошибаемся в своих расчетах? Наверное, мы чего-то не учитываем?

Но погодите! Давайте подойдем к этому вопросу с другой стороны.

Попробуем сделать более точный расчет на основании данных, которые имеются в исполнительных сметах за последние 5 лет. Мы знаем, что СНТ должно уплачивать в бюджет «плату за негативное воздействие на окружающую среду». В наших сметах эта статья всегда присутствует и называется: «за загрязнение окружающей среды». Мы взяли цифры из исполнительных смет за 2013за 2014, за 2015 и за 2016 годы. Фотография исполнительной сметы за 2012 год  со стенда (к сожалению, некачественная) в нашем распоряжении имеется. Вот такие суммы в ней указаны:

смета 2012-002

На основании статей расходов «за загрязнение окружающей среды» мы и проанализируем оплаченные подрядчику суммы расходов на вывоз мусора за 2012 – 2016 годы, так как эти статьи должны находиться в прямой зависимости. 

Размер платы регулируется Постановлением от 13 сентября 2016 г. N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и рассчитывается по следующей формуле:

П = Н х М х Кп х Ки, где

П – размер платы за загрязнение окружающей среды;

М – количество мусора за отчетный период (в тоннах);

Н – норматив платы за отходы по классам опасности (для 4 класса опасности он составляет 248,4);

Кп – коэффициент, учитывающий состояние почвы экономического района, в котором находится организация (для Центрального района – 1,6);

Кикоэффициент индексации

Мы сделали обратный расчет – из перечисленной в бюджет платы за загрязнение окружающей среды вывели расчетную плату за вывоз мусора. Для удобства расчет выполнен в виде таблицы.

Считаем так: П / Ки / Кп / Н = количество мусора в тоннах

Чтобы узнать, какой объем занимает мусор, вычисленный в тоннах, мы воспользовались нормативом, который несколько лет назад был утвержден Талдомской администрацией для СНТ Талдомского района – вес одного кубометра ТБО был принят как 140 кг (0,14 т). Не утверждаем, что на сегодняшний день он не изменен, но, за неимением других данных, воспользуемся этими. (Тем более, что, в случае увеличения веса кубометра, произойдет уменьшение количества вывезенных контейнеров).

Поэтому количество мусора в тоннах делим на 0,14 т и получаем суммарный объем мусора, выраженный в кубических метрах. Делим полученную цифру на 8 м3 (объем контейнера). У нас получается количество контейнеров, которые должны быть вывезены за год. 

Обратите внимание, что вычисленное количество контейнеров в 2013-2016 годах – от 120 до 142. Цифры, близкие к расчету, приведенному в начале статьи, где их получилось 140.

Цену за вывезенный контейнер примем исходя из цены за кубометр мусора в 450 руб. в 2015 и 2016 годах, 400 руб. в 2014 году и 350 руб. в 2012 и 2013 годах.

Как и в первом расчете, мы не утверждаем, что именно такие цены за кубометр мусора были в действительности, но логика роста цен позволяет принять такие расценки как близкие к реальным, а, возможно даже – как превышающие реальные.

В результате мы получили расчетную сумму оплаты за вывоз мусора:

Таблица №1
смета за год сумма налога Н Кп Ки кол-во мусора за период в тоннах вес м3 мусора, т. кол-во мусора в м3 объем контейнера м3 кол-во контейнеров
2012 99 510,00 248,40 1,60 2,05 122,14 0,14 872,40 8,00 109,05
2013 118 315,00 248,40 1,60 2,20 135,31 0,14 966,53 8,00 120,82
2014 133 665,00 248,40 1,60 2,33 144,34 0,14 1 031,01 8,00 128,88
2015 131 200,00 248,40 1,60 2,45 134,74 0,14 962,43 8,00 120,30
2016 162 081,00 248,40 1,60 2,56 159,30 0,14 1 137,87 8,00 142,23

 

Таблица №2
смета за год кол-во контейнеров цена за один м3 мусора, руб. цена за контейнер, руб. расчетная сумма оплаты за вывоз мусора фактически оплаченная сумма за вывоз мусора разница сумм
2012 109,05 350,00 2 800,00 305 338,31 452 108,00 146 769,69
2013 120,82 350,00 2 800,00 338 287,20 473 500,00 135 212,80
2014 128,88 400,00 3 200,00 412 403,33 526 700,00 114 296,67
2015 120,30 450,00 3 600,00 433 092,49 770 200,00 337 107,51
2016 142,23 450,00 3 600,00 512 041,36 829 500,00 317 458,64

Полученные расчетные суммы мы сравнили с суммами расхода на вывоз мусора, взятыми из наших смет.

Из расчетов видно, что ни одна сумма, оплаченная за вывоз мусора, не коррелируется с цифрой «платы за негативное воздействие на окружающую среду». Отличия прекрасно видны в последнем столбце – «Разница сумм».  Именно на такие суммы расход на вывоз мусора в наших сметах должен быть меньше, если плата в бюджет указана правильно

Что это означает? В очередной раз цифры не бьются. В двух разных типах расчетов цифры оказались меньше, чем указанные в сметах. За 5 лет общая сумма разницы составляет около миллиона рублей. Вариантов в данной ситуации немного. Один из вариантов – это недоплата в бюджет, а второй – завышение сумм за вывоз мусора в сметах (либо за счет завышения объемов мусора, либо за счет завышения расценок за кубометр).

Мы не считаем, что наши расчеты непогрешимы. Безусловно, мы могли где-то ошибиться, так как не обладаем многими необходимыми данными. Но самый простой способ снять все неясности в вопросе оплаты за вывоз мусора – предоставить садоводам документальные подтверждения, что оплата произведена за реально вывезенный мусор.

Нам бы не пришлось делать такие предположительные расчеты, если бы в нашем СНТ документы о хозяйственной деятельности были доступны садоводам. По закону садоводы имеют право ознакомиться с отчетом об исполнении сметы, то есть с документами, подтверждающими, что в смете все позиции указаны правильно.

Но у нас документы садоводам недоступны, их тайна строго охраняется. В нарушение закона, председатель правления на все запросы отвечает, что документы она должна показывать исключительно ревизионной комиссии, но не садоводам. Задавать вопросы председателю ревизионной комиссии бесполезно, правдивых ответов от нее добиться невозможно

На сайте опубликовано множество доказательств того, что ревизия у нас проводится «с закрытыми глазами». Точно так же «проверяется» ревизионной комиссией и расход членских взносов на вывоз мусора. Председатель ревизионной комиссии делает все возможное, чтобы садоводы ничего не знали об истинном положении дел в СНТ. Поэтому все ее отчеты сводятся к голословному утверждению: «У нас все хорошо!» Но так ли это на самом деле?

P.S. В предварительную смету на 2017-2018 г.г. внесена статья расхода на плату за загрязнение окружающей среды в 430000 руб.! 50% от статьи расходов на вывоз мусора. Фантастическая цифра! Она не имеет к реальности никакого отношения, как, впрочем, и цифра за вывоз мусора в 850000 руб. Но почему бы не указать в смете такие удивительные цифры. Ведь при увеличении планируемых расходов легко и просто увеличивается и членский взнос. Раз никакого контроля со стороны ревизионной комиссии за составлением смет нет, то взносы можно увеличивать на любую, ничем не обоснованную, сумму. Что  у нас постоянно и происходит.